оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)Под оценкой воздействия на окружающую среду подразумевается процесс, в результате которого принимается единственно верное, с точки зрения экологической ситуации, решение о целесообразности ведения той или иной хозяйственной деятельности с учетом широкого спектра различных неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Затем, основываясь на результаты прогнозирования вероятных последствий, прорабатывается комплекс мер по их максимальному уменьшению или полному предотвращению. В основе проведения такой оценки лежат потенциальные экологические угрозы от хозяйственной деятельности или проводимых работ. Мониторинг строго регламентируется действующим законодательством РФ, Постановлениями Правительства РФ и прочими нормативными актами.

Сегодня государственными учреждениями установлен ряд серьезных требований по соблюдению экологической безопасности окружающей среды, соблюдать которые обязаны абсолютно все предприятия и организации, независимо от сферы и масштабов деятельности. Мероприятия в области проектирования, возведения и реконструкции объектов строительства производятся с учетом соблюдения условий, ориентированных на создание максимально благоприятной экологической среды для жизни и повседневной деятельности человека. На сегодняшний день в целях предотвращения пагубного воздействия на состояние объектов природного фонда обязательной стала оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Оценка воздействия на окружающую среду содержит следующую итоговую информацию:

  • Специфику территории предполагаемых работ;
  • Вероятность и степень неблагоприятного воздействия на природный фонд;
  • Реакцию общественных представителей на осуществление запланированной деятельности;
  • Предварительную оценку экологических последствий;
  • Эффективные способы снижения пагубных воздействий.

Все данные в обязательном порядке фиксируются в документах и обязательны для отправки на экологическую экспертизу в государственные органы.

Привлекая общественность к развернутому обсуждению сведений по ОВОС, можно объективное мнение для дельнейшей проработки. Обсуждение проекта производится заказчиком совместно с государственными органами.

Оценка воздействия на окружающую среду включает обязательное проведение нескольких шагов:

  1. Разработка уведомления и технического задания, предварительная оценка. В течение этого времени заказчик готовит и направляет в адрес государственных органов власти документацию, подробно описывающую содержание запланированной работы, преследуемые цели и имеющиеся условия для ее эффективной реализации, возможные альтернативы.
  2. Осуществление анализа по ОВОС и разработка предварительной документации согласно техническому заданию. Анализ ОВОС производится в отношении характеристик запланированных мероприятий, возможных альтернатив и сводится к определению или разработке наиболее актуальных действий, которые смогут существенно смягчить неблагоприятные воздействия. В комплекс обязательных экологических исследований входит оценка возможного загрязнения окружающей среды, определение пагубного воздействия на водные ресурсы, акустическое влияние и рекреационные воздействия на расположенные вблизи территории. Затем разрабатываются мероприятия, направленные на охрану природного фонда и снижение воздействия отрицательных факторов.
  3. Составляется итоговый вариант документации по результатам мониторинга. В его основе, безусловно, лежит первичная документация, дополненная различными предложениями и замечаниями, которые были озвучены непосредственными участниками оценочного процесса при обсуждении отдельных моментов. Заверенные заказчиком документы с приложенными заключениями общественных организаций и обоснованием направляются на государственную экологическую экспертизу.

Основная документация, необходимая для формирования проекта ОВОС:

  • Достоверные сведения об объекте (месторасположение, характер и специфика работ, наличие или отсутствие строений и конструкций);
  • Распоряжение Администрации и Главы города (района);
  • Документационное подтверждение комиссии по выбору участков;
  • Свидетельство, подтверждающее регистрацию права на аренду земельного участка;
  • Заключения от представителей Роспотребнадзора и Гостехнадзора на предстоящее возведение и выбор участка;
  • Документационное подтверждение отсутствия на участке полезных ископаемых, памятников культуры, выданное органами государственной власти;
  • Заявление в Гостехнадзор о согласовании документации на аренду участка.

Особенности оценки воздействия на окружающую среду

ОВОС следует проводить одновременно с разработкой проекта намеченных мероприятий. Эта процедура является обязательной, а ее результат находит свое отражение в следующих документах:

  • УН (уведомление о намерениях);
  • ЗВОС (заявление о вероятном воздействии на природный фонд);
  • Протокол рассмотрения ЗВОС;
  • ЗЭП (заявление о возможных неблагоприятных экологических последствиях).

Чтобы оформить разрешительную документацию, Заказчику следует совершить ряд действий, среди которых:

  1. Создание основных концептуальных положений относительно предполагаемых работ.На этом этапе информируется общественность о предстоящей деятельности и разрабатывается УН, подлежащее дальнейшему обсуждению представителями общественности. УН содержит основные тезисы и намерения Заказчика, возможные альтернативные варианты. Уведомление передается Администрации для получения согласия на проектирование объекта.
  2. Анализ ОВОС. Проводятся работы по технологическому анализу проектных предложений, изучается целесообразность и рациональность проекта, определяются источники финансирования и период, в течение которого будет полностью реализован проект. Производится оценка состояния природного фонда, возможные источники и объекты негативных воздействий.

Вся полученная информация становится базой для:

  • Определения вероятных воздействий на природные объекты;
  • Расчета степени тяжести в качественном и количественном выражении;
  • Выявления значимых последствий для проведения запланированных работ;
  • Исследования ОВОС и получения прогнозных показателей изменения окружающей среды.
  1. Анализ последствий экономического, социального, а главное, экологического характера. На этом этапе непосредственное участие принимают общественные организации и формируют результаты своего обсуждения в протоколы общественных слушаний. Данная документация будет лежать в основе разработки программы по осуществлению комплекса исследовательских и научно-изыскательских мероприятий, внесения корректировок и поправок по представленному проекту.
  2. Внесение корректировок в проектную документацию, формирование дополнительных предложений, которые снизят негативное влияние на природный фонд.
  3. Разработка ЗЭП с обязательным указанием данных общественным представителям гарантий о недопущении ухудшения экологической ситуации при выполнении намеченных действий. ЗЭП включает в себя итоговую информацию, полученную при ОВОС, список возможных последствий и основные обязательства Заказчика.

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)По сути, итоговым документом, предоставляемым Заказчиком проекта ОВОС, является заявление об экологических последствиях. ЗЭП является составной частью проектной документации, подлежащей экологической экспертизе. Весь пакет предварительных материалов дополняется поступившими замечаниями и предложениями, корректируется по мере необходимости, составляется заключительный вариант. Все протоколы общественных слушаний также прикладываются. Документация заверяется Заказчиком и совместно с обоснованиями направляется на экспертизу.

Какую ответственность несет Заказчик при отсутствии проекта ОВОС?

Законодательство РФ предусматривает ответственность Заказчика и составителя обоснований проекта за совершаемую деятельность. Что включает в себя область ответственности заказчика?

Для начала отметим, что Заказчик обязан:

  • Организовывать ОВОС на каждом этапе проектировочных работ;
  • Своевременно предоставлять результаты в государственные органы, в том числе экологические и контролирующие организации;
  • Просчитывать экологические последствия в случае воплощения проекта;
  • Устанавливать и указывать источники финансирования ОВОС;
  • Налаживать контакты с представителями органов государственной власти и общественных организаций.

Разработчик проекта несет ответственность за соблюдение мероприятий ОВОС, достоверность и полноту данных осуществления ОВОС. Проведение любых строительных работ, начиная от этапа проектирования, и заканчивая введением в эксплуатацию, строго регламентируется законами РФ и нормативными положениями. Нарушая требования, установленные законами РФ, лицо становится нарушителем и несет уголовную и административную ответственность.

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)В случае выявления несоблюдения санитарных и эпидемиологических норм, нарушения экологических требований в процессе проектирования, выявления фактов фальсификации и преднамеренного искажения информации, предоставления неверных данных и в ряде других случаев, нарушитель карается штрафными санкциями, размер которых определен для граждан РФ, юридических и должностных лиц.

Уголовное законодательство РФ предусматривает наказание за нарушение закона, регламентирующего проведение экологической экспертизы, или осуществление действий, которые привели к ухудшению экологической ситуации, и устанавливает ответственность для нарушителей уголовного характера.

Если при создании проекта и его размещения, формировании экономического и технического обоснования проекта, строительстве, реконструкции или эксплуатации объекта выявлено несоблюдение экологических требований, то нарушителю грозит административная ответственность и виде штрафов в следующих размерах:

  • для граждан РФ – 1000 – 2000 руб.;
  • для юридических лиц – 20000 — 100000 руб.;
  • для должностных лиц – 2000 – 5000 руб.